Развитие адекватной самооценки

         Развитие адекватной самооценки — одна из центральных психологических задач подросткового возраста. Адекватная самооценка — основа уверенности в себе. Адекватная — это значит соответствующая способностям, особенностям характера и в целом позитивная. Такая самооценка — основа принятия человеком самого себя, осознания своих достоинств и недостатков с ощущением уверенности в своих силах и способностях достигать жизненные цели, справляться с трудностями жизни, преодолевать свои недостатки.

      Значительная часть жизни подростка связана со школой. Если подросток самостоятельно справляется с домашними заданиями и учебой в школе, его самооценка укрепляется. Неуспехи в учебе практически всегда гарантируют снижение самооценки. Для самозащиты подростки, неуспешные в обучении, обесценивают школьные знания, заявляют, что все это чушь и в жизни им не пригодится.

      Иногда снижение самооценки, связанное со школьными проблемами, бывает таким сильным, что подросток начинает уклоняться от посещения школы и полностью перестает делать домашние задания.

      Приведем пример из практики консультирования: парню 16 лет, до 6 класса успешно учился, отличная память, хорошие способности. В 7 классе начались трудности с домашними заданиями. К сожалению, родители отреагировали на эти трудности стандартным образом: закрутили гайки и усилили нагоняйки. Ситуация ухудшилась, каждый вечер в доме были разборки по поводу двоек и невыполненных домашних заданий. Самооценка и мотивация к обучению упали.

      Парня отчислили из престижного профильного класса, перевели в обычный. Вера в себя еще больше снизилась. Родители наняли репетиторов, но от занятий с ними молодой человек отлынивал. Начались компьютерные игры по ночам. Потом было дистанционное обучение, во время которого он практически ничего не делал. Сниженная самооценка и накопившийся снежный ком пробелов в знаниях привели к блокировке профессионального самоопределения. Не знает куда пойдет учиться после школы, идеи и мечты конечно есть, но вот конкретных действий по их реализации нет. Допоздна зависает в телефоне, утром не может проснуться в школу. Бывает там 2-3 раза в неделю и не на всех уроках. Ситуация тупиковая.

      У большинства подростков в младшем (9-11 лет) и среднем (12-14 лет) подростковом возрасте самооценка заниженная и без школьных проблем. Это тяжёлый этап развития. Ребёнок переживает крушение своих детских иллюзий. В более младшем возрасте у всех детей самооценка завышенная и неадекватная, то есть оторванная от реальной действительности. Малыш опирается не на свои реальные способности, он их ещё не знает. Источник его самооценки — мнение любящих взрослых: мамы, папы, бабушки, дедушки, родственников. А для всех этих людей он самый лучший.

      В подростковом возрасте происходит первое столкновение с реальностью. Оказывается, ты не самый лучший и не все тебя любят. И самооценка резко падает. Часто подростковое хамство, грубость, агрессия и уклонение от уроков связано с острым недовольством самим собою.

 

      Что же могут сделать родители для поддержания здоровой самооценки?

      В сложных ситуациях не тыкайте носом в ошибки, лучше выразите уверенность, что подросток сможет сам все исправить.

      Поддерживайте подростка. Говорите о том, что вам в нем нравится. Подростку сложно со своим растущим телом. Почти все подростки не принимают себя и свое тело.

Что можно сказать:

  •  Подросток кажется вам красивым;
  •  Вы любите его улыбку;
  •  Вам нравится, когда он или она идут по улице, расправив плечи;
  •  Вам нравится слушать его смех;
  •  Вы считаете, что у него красивые глаза.

Подчеркивайте конкретные достижения, удачные поступки подростка:

  • Например, подросток починил какую-то вещь. Не ограничивайтесь простым “молодец”. Расскажите ему, что вы считаете, что у него ловкие руки, потому что вы обратили внимание на то, как он быстро все исправил;
  • Вы восхищаетесь его реакцией и удивительной скоростью, с которой он играет в компьютерную игру;
  • Вы удивились его (ее) силе и ловкости, когда он (она) занимается спортом;
  • Только он (она) умеет так играть на музыкальном инструменте.

      Старайтесь, чтобы ваши слова опирались на реальную действительность, конкретные факты.

      Отмечайте даже небольшие успехи в школе, особенно по тем предметам, которые трудно даются подростку.

      Если вашему подростку больше 12 лет, постарайтесь ограничить свой контроль за его домашними заданиями. В этом возрасте ребенку пора справляться со школьными делами самостоятельно.